понедельник, 19 января 2015 г.

Анастасия Мишарина: Ребенок – изгой, как ему помочь?

Меняется мир, меняются до неузнаваемости технологии, а вот школьная иерархия как была стабильной, так и остается. Всегда есть лидер, шут, задира, прихвостни, «серая масса» и изгой. И совершенно не важно, какого пола все эти личности, каков у них достаток в семье или оценки. Увы, практически на любой позиции из перечисленных может оказаться ваш ребенок. Разумеется, последний «чин» - изгой, является самым нежелательным, самым рискованным и неприятным, как для ребенка, так и для родителей. Что делать в этом случае, и кто из детей находится в группе риска? Сегодня я, ваш психолог, Анастасия Мишарина, разбираю эту непростую ситуацию.

Первая мысль, которая многим приходит на ум – изгоями становятся новенькие. Это правда лишь отчасти. При должной харизме, буквально за пять-семь дней новички обзаводятся приятелями. А вот изгою вряд ли так повезет. Чаще всего, оторванными от школьного коллектива оказываются дети, которые и дома чувствуют себя не очень комфортно. Как правило, есть хотя бы один родитель-тиран, который подчиняет или стремится подчинить себе всех окружающих. Увы, с ребенком осуществить эту манипуляцию удается практически всегда. Получается, что школьник не умеет держать ответ, да и не считает это хоть сколько-нибудь эффективным. Вероятность превращения в изгоя дает и наличие дома родственника с типичным поведением жертвы. Разумеется, речь идет о близком человеке. Он попросту не умеет держать ответ и не может дать нужный пример ребенку. Третья группа – дети-меланхолики со слабым соматическим здоровьем. Всех перечисленных отличает молчаливость, привычка опускать глаза в пол, нежелание делать усилие, бороться со внутренними страхами, чтобы ответить школьным узурпаторам. Такие очень легко становятся жертвами одноклассников, которые с удовольствием кидаются оттачивать на них свое мастерство. В лучшем случае, ораторское.
Первое, что должны сделать родители, узнав, что ребенок оказался в подобной ситуации – разъяснить, что он не только имеет право, но и должен себя защищать. А также то, что никто из них не имеет права притеснять его ни по какой причине. Второе необходимое действие – беседа с учителем. Родители не могут контролировать то, что происходит в школе, а вот педагог не только может, но и обязан это сделать. При наличии достаточного опыта, он вполне может заметить, что кто-то из детей становится жертвой психологических атак, и должен предпринять какие-либо меры по прекращению этой ситуации.
В особо осложненных ситуациях ребенка стоит перевести в другой класс или школу. Поверьте, потеря статуса школы куда менее травматична, чем обучение ребенка в обстановке, приближенной к боевой. Все мысли на уроке направлены не на получение знание, а на поиски способа успокоиться и не обращать внимание на происходящее.
В следующий раз мы продолжим разговор на эту актуальную и крайне серьезную тему.

2 комментария:

  1. Мне довелось такое пережить, чуть не дожидаясь путча. Увы, учитель не был на моей стороне, пришлось менять школу.

    ОтветитьУдалить
  2. Почему-то дети не рассказывают о проблемах в коллективе, боятся осуждения, видимо. Как разговорить ребенка в такой ситуации?

    ОтветитьУдалить