суббота, 12 сентября 2015 г.

Анастасия Мишарина: программирование на неудачу

Родители – первый и главный фактор поддержки в жизни детей. От того, насколько они верят в силы своих отпрысков и как это демонстрируют, зависит практически все в детской жизни. Многим кажется, что уж они-то своих малышей подбадривают и поддерживают во всем, а ведь даже простое «слезай, а то упадешь» в отношении невысокого и простейшего бордюра – как раз и есть то самое программирование на неудачу. Ну а как еще ребенок может научиться держать равновесие и развивать свою координацию?

Откуда берется это программирование, ведь оно совершенно противоречит нашему желанию того, чтобы дети добились максимальных успехов в этой жизни. В какой-то степени, это действительно забота и стремление уберечь  ребенка от падений, как физических, так и моральных, поэтом начинается все с раннего детства, когда ребенок еще только изучает окружающий мир. «Обожжешься, уколешься, упадешь, промочишь ноги» и так далее – вот далеко не полный список «позитивных» инструкций, которыми родители снабжают детей. Весь трагизм ситуации заключается в посыле «Этот мир слишком опасен для тебя». Ребенок может закрыться и потерять интерес к исследованиям. Причем происходит это не сразу, а после 5-6 лет, когда личность сформирована и все, что «нужно»,  в ней уже укоренилось.
Как не программировать в этой ситуации, ведь нельзя заставить себя перестать бояться? Да легко! От мокрых луж защищают хорошие резиновые сапоги, от падений с бордюров – руки родителей рядом, и так далее. Вариантов минимизировать негативные последствия очень много. Но важно и тут не переусердствовать, чтобы ребенок понимал – родители не всегда и не полностью защитят, поэтому нужно самому учиться аккуратно ходить, держаться и так далее.

В подростковом возрасте, а также в более взрослой жизни это все продолжается, только касается уже более серьезных, более болезненных тем. Увы, но часто именно родители становятся главными факторами, из-за которых у детей формируется комплекс неполноценности, складывается заниженная самооценка. Вспомните любимое «ты слишком молод, живешь в моем доме, значит, мне решать…». Посыл этой фразы прекрасно понятен и никто не предлагает дать подростку полную свободу. Но не проще ли попробовать делегировать часть полномочий для развития ответственности в чаде? В конце концов, в институте она не возьмется ниоткуда, выращивать ее нужно заранее, в более юном возрасте. 

8 комментариев:

  1. Задумалась о ваших словах, Анастасия Мишарина. Соглашусь, кстати, стала замечать такое за моими уже пожилыми родными

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поколение 60-летних в свое время само очень пострадало

      Удалить
  2. Даа, есть такое дело. Очень сильно крылья обрубает:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во взрослой жизни все-таки нужно уметь их защищать

      Удалить
  3. Только родители должны начинать адекватно разговаривать с детьми с раннего детства, они ведь все прекрасно понимают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слишком тяжело бывает трехлетке что-то именно доказать

      Удалить
  4. Да уж, родители некоторые просто ломают психику своим детям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, не всегда задумываются о сроках формирования личности

      Удалить